Черты характера ребенка, которые нужно срочно исправлять

Характер – это сочетание индивидуальных устойчивых психических свойств и особенностей, которое определяет типичное поведение человека в различных ситуациях и взаимодействие с обществом. У ребенка он формируется наиболее интенсивно, а в зрелые годы исправить определенные черты достаточно сложно. Однако, стресс, определенные условия и значимые события в жизни влияют на характер в любом возрасте.

Демонстративность ребенка

Образ жизни и конкретный вид деятельности, требующий проявления тех или иных качеств, приводят к развитию соответствующих навыков, умений, а в итоге и к закреплению необходимых свойств характера.

Наиболее распространены следующие особенности поведения детей, которые приводят к развитию отрицательных черт и качеств.

  1. Агрессивность:
  • необдуманность поступков;
  • жестокость;
  • конфликтность;
  • неумение работать в команде;
  • эмоциональное напряжение.
  1. Демонстративность:
  • потребность в одобрении и похвале;
  • тревожное состояние;
  • неуверенность;
  • зависть и ревность;
  • хвастовство.
  1. Застенчивость:
  • неумение налаживать контакт с людьми;
  • безынициативность;
  • нерешительность;
  • скованность.
  1. Тревожность:
  • различные страхи;
  • раздражительность;
  • низкая активность;
  • отсутствие целеустремленности.

Наблюдение за ребенком и рекомендации родителям

Один из наиболее простых и доступных методов выявления проблем и потребностей – это наблюдение. Получить объективную оценку можно только в совместной работе педагогов, воспитателей, психологов и других специалистов. Тем не менее, внимание именно со стороны родителей важно для своевременного обнаружения и коррекции негативных проявлений.

Следует учитывать, что многие нежелательные особенности детей оказываются временными и теряются по мере взросления. С другой стороны, они могут трансформироваться в устойчивые черты характера. Наблюдение за поведением ребенка проводится по ряду признаков. Отмечают те из них, которые ярко выражены, возникают постоянно или часто в течение 6 месяцев и более. Также следует учитывать, что отрицательные качества бывают скрытыми и распознать их под силу только специалисту.

Описание типичных действий ребенка при различных негативных характеристиках и советы родителям для их исправления представлены ниже.

Агрессивность

Агрессивность ребенка

  • намеренно портит игрушки, постройки, различные предметы;
  • толкает, бьет, кусает других детей, плюется;
  • говорит нецензурные или обидные слова, если знает их;
  • пугает других детей, угрожает, замахивается, чтобы ударить;
  • сжимает кулаки и краснеет, когда злится;
  • сопротивляется, вырывается, если взрослый удерживает его для прекращения драки или опасных действий;
  • щипает и кусает себя, просит других детей ударить его;
  • необоснованно отказывается от интересной для себя игры, делает наоборот, хотя понял или знает как правильно выполнить задание;
  • намеренно создает конфликты, не пытается избежать их, если это возможно.

При возникновении агрессивных действий родители должны реагировать правильно. Основные ошибки взрослых – это выполнение требований ребенка и проявление такой же агрессии по отношению к нему. Нельзя кричать, бить, пытаться в грубой форме объяснять и воспитывать, исполнять прихоти. Такое поведение близких усиливает гнев малыша и становится его приемом для достижения желаемого.

Способы воздействия должны быть строгими, но не жестокими. Необходимо остановить ребенка, отвести в сторону или в другое помещение, если он дерётся, замахивается. Спросить, что именно он хотел получить и внятно объяснить, почему сейчас это не возможно. Можно использовать слова «нельзя», «перестань», «остановись». Не стоит произносить их слишком часто.

Ребенок поймет, что агрессия бесполезна, если проявить равнодушие. Например, перейти к другим делам, начать разговор с кем-то. Крайне важно демонстрировать безразличие именно в момент вспышки злости у ребенка. При этом наблюдать за ним, чтобы предотвратить опасные действия. Как только наступит спокойствие, нужно обратить на него внимание, выразить любовь и заботу.

Будет полезной ролевая игра, где взрослый станет дочкой или сыном, а ребенок будет мамой или папой. То есть нужно поменяться местами, что даст возможность испытать на себе роль родителя. Конечно, взрослый должен в шуточной форме копировать плохое поведение.

Демонстративность

  • пытается любыми способами обратить внимание других на себя, в том числе, нарушая правила;
  • кривляется, искажает и подчеркивает движения или поведение других (важно отличать от копирования, которое ребенок совершает, чтобы научится чему-либо);
  • оценивает реакцию окружающих на свое поведение, особенно взрослых;
  • стремится получить положительную оценку любым способом;
  • показывает новые игрушки, необычные предметы не для того, чтобы играть с ними, а, чтобы похвастаться;
  • сравнивает себя с другими детьми, при этом обязательно подчеркивает собственные достоинства;
  • пытается выявить недостатки сверстников, дает негативную оценку действиям или результатам других детей; в речи преобладает местоимение «я»;
  • болезненно реагирует, если взрослый хвалит другого ребенка.

Взрослым нужно избавить ребенка от необходимости доказывать свое преимущество, самоутверждаться. Он должен ощущать любовь и уважение, которые вовсе не обязательно подпитывать своим превосходством над другими. Достигнуть этого можно, проявляя искренний интерес к ребенку.

Во взаимоотношениях со сверстниками следует отказаться от соревновательных игр, поединков, конкурсов. Ребенок должен ориентироваться на сотрудничество и партнерство. Важно переключить внимание детей на процесс, а оценку результатов задания исключить. Подойдут любые игры (ролевые, хороводные), где все ребята взаимодействуют, чувствуется общность и сплоченность, никто не выделяется.

Застенчивость

Застенчивость ребенка

  • избегает публичных выступлений, устного опроса;
  • отказывается стать лидером;
  • не отвечает на вопрос, хотя знает правильный ответ;
  • часто употребляет словосочетания «не знаю», «трудно сказать»;
  • не может быстро решится выполнить что-либо, сомневается, стесняется;
  • предпочитает оставаться в стороне, не выделятся из группы детей;
  • не просит помощи, даже если это необходимо или долго решается за ней обратится, при этом испытывает сильное волнение и напряжение;
  • в целом проявляет неуверенность в себе, имеет низкую самооценку;
  • останавливает свою деятельность и общение в случае плохих результатов.

Родителям необходимо повышать самооценку ребенка. Нельзя указывать только на недостатки и поражения, следует подчеркивать достоинства, отмечать успехи, хвалить. Важно научить застенчивых детей правильно выражать и контролировать свои чувства.

Промахи, неудачи нужно спокойно обсуждать, выявлять причины поражений вместе с ребенком в доброжелательной обстановке. Установить доверительные отношения среди всех членов семьи, не допускать ссор, криков, напряженной атмосферы в доме. Застенчивость часто сопровождается скованностью, низкой физической активностью, поэтому потребность в движении нельзя ограничивать. Проявление любви, поддержка и заинтересованность со стороны близких людей помогут ребенку пережить внутренний конфликт.

Тревожность

Тревожность ребенка

  1. Физические проявления (не связанные с болезнью, плохим питанием, погодой и т.д.): мышечное напряжение, жар или озноб, головокружение, онемение, покалывания, дрожь, ощущение сжатия в груди или животе, холодные и влажные руки, нарушение сна.
  2. Поведение:
  • быстро устает;
  • долго не может сосредоточится;
  • вздрагивает, пугается обычных предметов, имеет множество страхов;
  • избегает трудностей, отказывается от сложных заданий, новых видов деятельности;
  • предпочитает быть ближе к взрослым, хочет спать вместе с родителями (или другими взрослыми родственниками)
  • говорит тихо, часто запинается;
  • смотрит отстраненно по сторонам, при этом взгляд блуждающий;
  • плохо запоминает, переспрашивает;
  • стремится оградиться и получить защиту, не проявляет самостоятельность в играх;
  • двигается скованно, медленно и осторожно (если ранее это не замечалось и не связано с темпераментом);
  • плачет, капризничает, обижается, грустит без видимых причин;
  • проявляет неуверенность, нерешительность.

В целом, задача родителей – вернуть доверие ребенка к миру и окружающим, устранить страхи. Для этого необходимо отмечать даже незначительные успехи, любые положительные результаты его труда. Желательно увеличить количество контактов с другими детьми. Например, устраивать праздники дома, вместе с тем, нельзя оставлять тревожного ребенка наедине с приглашенными. Он может почувствовать опасность, не увидев рядом близких людей.

Требования со стороны всех членов семьи должны быть понятными, согласованными, не слишком строгими. Тревожность и застенчивость могут сочетаться, многие проявления этих особенностей поведения схожи, как и советы для родителей.

Нельзя угрожать ребенку несбыточными наказаниями («я тебя отдам серому волку» «я тебя убью», «вместо тебя мы возьмем другого мальчика, который будет слушаться»). Крайне нежелательно использовать унизительные выражения, заставлять соревноваться, требовать смелости и ловкости, сравнивать с другими детьми.

Отрицательные черты личности ребенка можно исправить, но эта задача не из простых. Потребуется время. Родители должны учитывать многие факторы, влияющие на становление характера детей. Учесть все нюансы и выстроить правильную линию поведения взрослых и ребенка поможет специалист.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *