Многие родители, вспоминая своё детство, не помнят специальной подготовки к школе. Современных дошколят готовят к поступлению в первый класс. В большинстве семей развитию детей уделяется много внимания, но сомнения и вопросы остаются. Особенно волнуются молодые родители, если в школу собирается их первенец.
Основные показатели готовности к обучению состоят из физического развития, психологической готовности, поведенческих навыков и мыслительных способностей ребёнка.
Почему в школу принимают не с 6, а с 7 лет
Некоторые родители настаивают, чтобы их ребёнка приняли в школу с 6 лет. Объясняют, что малыш знает буквы и читает, умеет считать.
Но запись в школу возможна только с 7 лет. Исключение составляют дети, рождённые в течение сентября, которым 7 лет исполнится в первый месяц школьной жизни.
Причина кроется в физическом и умственном развитии ребёнка. К 7 годам человек развит настолько, что может выдерживать школьные нагрузки. Последний год перед школой в организме малыша происходят важные изменения: удлиняются кости и укрепляются мышцы, увеличивается площадь лобных долей мозга. Это позволяет управлять своим телом, выдерживать умственное и физическое напряжение без ущерба для здоровья.
Подробно разберём, из каких признаков складывается подготовленность детей к школе.
Взаимодействие со взрослыми
Во время общения со взрослыми у детей формируется произвольное поведение. Произвольность — умение понимать, принимать и действовать по правилам. Этому умению родители не придают значения, но оно важно. В семье ребёнок «играет» роль сына или дочери. В детском саду, кружках или секциях — другая роль. Чем больше у дошкольника возможностей взаимодействия со взрослыми, тем выше у него уровень произвольного поведения. В школе ему легче будет включиться в игру «учитель-ученик», следовать школьным правилам.
Если ребёнок имеет низкий уровень произвольного поведения, то на уроке он задаёт посторонние вопросы, разглядывает окружающих, ходит по классу.
Высокий уровень произвольности — когда мальчик или девочка умеет действовать по школьным законам. Он воспринимает задания и вопросы учителя не как простое общение, а как требование к концентрации внимания, напряжению мысли и выполнению задания.
Взаимоотношения со сверстниками
С началом школьной жизни ребёнок попадает в новую обстановку, знакомится с новыми детьми. Умение общаться с одноклассниками поможет быстрее привыкнуть к роли ученика. Высокий уровень таких взаимоотношений выражается в доброжелательности, умении принять точку зрения другого, решать общую задачу, прийти на помощь.
Навыки общения не сформированы, если ребёнок высмеивает, громко критикует, завидует сверстнику, а то и дерётся. На уроке ему трудно будет выслушивать ответы одноклассников, работать в паре, продолжить пересказ, начатый другим учеником.
Родители могут «подсмотреть», как общается ребёнок с ровесниками во дворе или в группе. Если сын или дочь не умеют наладить дружеский контакт с детьми, родители должны помочь и научить правилам общения.
Отношение к себе
Хорошо, если 6-летний человек считает себя самым-самым. Это — не зазнайство, а особенность детского самосознания. После 7 лет отношение к себе у ребёнка меняется, и он начинает оценивать себя объективно.
Плохо, когда дети не уверены в себе, тревожны или враждебны. Это говорит о низкой самооценке. Вероятно, в семье малышу не хватает поддержки, защищённости, любви и внимания. Родителям придётся внимательнее относиться к страхам и переживаниям маленького человека. Помощь мамы и папы должна вселить уверенность в успехе маленького школьника.
В классе дети с низкой самооценкой боятся отвечать с места или у доски, отказываются писать контрольные работы — опасаются сделать ошибку и прослыть двоечниками, боятся осуждения и наказания родителей.
Развитие мышления
Для родителей развитие мышления — самая понятная тема. Можно купить печатные пособия и обучающие игры для дошкольника, которые тренируют память, учат логическому мышлению, помогают сосредотачивать внимание.
Перед школой детям желательно знать буквы и уметь читать по слогам, считать до 10 и обратно, уметь обобщать, сравнивать и группировать предметы. Полезно много рисовать и штриховать карандашами, чтобы окрепла кисть руки и пальцы.
Недостаточно развитые мыслительные навыки не позволят ребёнку успевать по программе. Чтобы выровнять успеваемость придётся прилагать больше усилий и времени.
Развитие речи
Речь ребёнка зависит от развитого мышления. В большинстве своём словарный запас у будущих школьников маленький. Связно выразить свою мысль они не умеют. В бытовом смысле говорить они умеют, но выстроить логически последовательное повествование им очень трудно. Общаясь с ребёнком, поощряйте учить наизусть стихотворения, рассказывать о себе, событиях, что он думает и чувствует.
Именно родитель первым расширяет границы речевых возможностей ребёнка: читает рассказы, стихи и сказки, учит понимать и любить книги. После чтения желательно побеседовать о прочитанном, услышать от малыша мнение — что и почему понравилось или не понравилось. Отец или мать могут рассказывать ребёнку случаи из своего детства, историю семьи или рода. Чем больше будут общаться дети и родители на таком уровне, тем быстрее произойдёт развитие речи дошкольника.
К 7 годам будущий ученик созрел физически и умственно. Родителям стоит проявить внимание к ребёнку и завершить подготовку. Если будущий первоклассник умеет следовать правилам поведения, доброжелателен со сверстниками, уверен в себе, декламирует стихи, считает до 10 и читает по слогам, то начало обучения будет успешным.