В жизни людей общение играет важную роль. При этом взаимоотношения с людьми должны приносить удовлетворение или радость. Если общение неприятно, человек не понимает и не слышит собеседника, то такие отношения прерываются.
Младшие школьники с началом нового этапа взросления могут испытывать трудности в общении со сверстниками. Чаще всего в классном коллективе ребёнок встречается с незнакомыми ребятами. Что влияет на общение детей. Как помочь ребёнку освоиться в новой обстановке. Какие причины мешают наладить доброжелательные отношения в группе.
Что понимать под общением детей в начальных классах
С первого года обучения ребёнка умение взаимодействовать с окружающими построено на общении с учителем. Всех детей мальчик или девочка оценивает с подачи взрослого. Профессионально правильная позиция педагога в этот период влияет на формирование отношений в классе.
Маленький человек не умеет распознавать нравственные качества личности одноклассника. Школьник разбирается, что есть дети успешные, которых учитель хвалит и есть неуспевающие, которые не справляются с заданиями учителя. Поведение ребят в классе тоже оценивается ровно так, как реагирует взрослый. Нарушителей дисциплины: шумных, непоседливых, болтливых мальчиков и девочек сразу так и воспринимают как отрицательный пример поведения.
Личное общение и дружеские связи формируются постепенно в течение 4 лет обучения в младших классах. Руководит этим процессом учитель. Совместная школьная деятельность во время уроков и во внеурочное время помогает детям проявить себя и найти себе друзей.
В 3 и 4 классах складывается тесная дружба, приятельское общение или, наоборот, неприятие и избегание некоторых детей. В возрасте 9-10 лет ребёнок умеет оценить внутренний настрой ровесника. Доброта и злость, щедрость и жадность, ум и глупость, правдивость и лживость — качества, которые дети распознают и присваивают своему окружению. Исходя из таких оценок, и происходит общение детей.
Трудности общения
Школьная жизнь ребёнка является продолжением жизни в детском саду, в семье, во дворе. У детей накоплен опыт взаимодействия с ребятами и взрослыми и сформированы некоторые черты личности. Ребёнок тяжело находит контакт с детьми, если:
- не умеет показать себя другим, выразить себя;
- не умеет слышать и принимать собеседника;
- испытывает неудовлетворение от общения, то есть его ожидания не оправдываются.
Родители и учитель могут распознать и устранить причины трудностей общения.
Если ребёнок боится проявить себя, то причинами неуверенности могут быть отношения родителей с детьми в семье. Это реакция маленького человека на резкие окрики, ругань, одёргивание родителя. Ребёнок боится сделать что-то плохо и вызвать родительский гнев. Наоборот, доброжелательность и участие создают защитную среду, и ребёнок не боится проявить себя. Учителю и родителям нужно действовать сообща и помочь школьнику преодолеть застенчивость и неуверенность.
Кто захочет дружить с одноклассником, который во всём считает правым себя, не принимает мнение другого, доказывает первенство? Зазнайки и выскочки популярностью в детском коллективе не пользуются. Ещё не поздно скорректировать отношение к другим детям. Родители в беседах и на своём примере показывают уважительное отношение к собеседнику. Если родители умеют прислушаться к ребёнку, учитывать его мнение, то и маленький человек перенимает такой стиль общения в своём окружении. Учитель и на уроках и во внешкольных мероприятиях учит слышать и уважать мнение своих товарищей. В игровой форме дети привыкают вести вежливый диалог, высказывать своё мнение, соглашаться или спорить, объяснять несогласие и благодарить.
Встречаются дети, избегающие общения со сверстниками в силу индивидуальных особенностей личности. Внимание у таких ребят направлено на себя. Они погружены во внутренний мир и «выныривают» на поверхность по необходимости. Такие дети потребности в общении со сверстниками не испытывают. Взрослые должны не осуждать, а принимать особенность деток и учить общаться.
Учим общению
Общение людей подчиняется определённым правилам. Родители должны сами соблюдать эти правила и приучать детей:
- пользоваться «волшебными словами»;
- проявлять доброжелательность;
- не перебивать говорящего;
- дослушивать до конца.
Чтобы ребёнок не терялся в незнакомой обстановке и мог правильно вести себя, посещайте вместе родственников, кино, цирк, музей, кафе и прочее. Таким образом, сын или дочь получат опыт общения, будут чувствовать себя увереннее.
Проявляйте терпение и мудрость в спорных ситуациях. Окрики и запреты могут научить упрямству и агрессии. Доброжелательный разговор послужит примером, как избежать ссоры.
Чтобы развить уверенность в себе, хвалите ребёнка за добрые дела и порицайте за безделье и лень. При этом оценивайте не человека, а его действие. Такая тактика не унизит личность маленького человека, а придаст уверенности в себе, научит исправлять ошибки и легко общаться с ровесниками и взрослыми.
Любые виды творческой и спортивной деятельности развивают способности подрастающей личности. Добиваясь результатов, совершая свои маленькие победы, человек осознаёт свои возможности и таланты. Взрослые должны научить ценить свои достижения и уважать таланты и способности других детей.
Умение общаться с людьми — залог успешности в личной жизни и профессиональной деятельности человека. Родители, которые понимают это, учат общению с детства.