Родной язык специально хранится в мозгу для быстрого доступа

Родной язык специально хранится в мозгу для быстрого доступа

Представьте себе человека, который может легко переключаться между беседой с бабушкой на итальянском языке и философским спором с одноклассником на французском языке. Это полиглот, человек, говорящий на нескольких языках.

Новое исследование Массачусетского технологического института изучает, как их мозг справляется с этим впечатляющим достижением. Эксперты обнаружили, что языковая сеть мозга активируется при обработке любого языка, но при обработке родного языка полиглота она работает менее интенсивно. Это говорит о том, что наш первый язык особым образом кодируется в мозгу, что обеспечивает более плавное понимание.

Уникальная языковая обработка

Исследователи, продолжая предыдущую работу над мозгом полиглотов, углубились в этом исследовании. Главный вопрос: как беглость влияет на обработку мозгом разных языков?

Для расследования эксперты привлекли 34 полиглота, говорящих как минимум на пяти языках. «С полиглотами вы можете проводить все сравнения в рамках одного человека. У вас есть языки, которые различаются по континууму, и вы можете попытаться увидеть, как мозг модулирует ответы в зависимости от уровня владения языком», — объяснила профессор Эвелина Федоренко.

Используя сканирование мозга, исследователи следили за активностью мозга, в то время как участники слушали отрывки на восьми разных языках. Сюда входил их родной язык, языки разного уровня владения и даже совершенно неизвестные языки.

Более легкая обработка родного языка

Ученые обнаружили, что мозг обрабатывает наш родной язык гораздо быстрее и проще, чем другие языки. Ключом к этому является раннее обучение.

Обычно мы изучаем наш первый язык очень рано, в особый период, называемый критическим периодом для языка. В это время наш мозг особенно хорошо усваивает языки.

Мы впитываем все правила и слова, как губки. Поскольку мы так рано и постоянно сталкиваемся с этим языком, он прочно укореняется в языковых областях нашего мозга.

Специфический образец активности мозга

Ученые смогли увидеть, как это происходит на сканировании мозга. Когда люди слушают свой родной язык, происходит определенная модель активности мозга.

Части мозга, связанные с речью, такие как область Брока, отвечающая за речь, и область Вернике, отвечающая за понимание, светятся меньше. По сути, у нашего мозга есть специальный ярлык для обработки нашего первого языка, благодаря которому его легче и быстрее понимать и говорить.

Обработка дополнительных языков

Исследователи обнаружили, что для тех, кто только начинает изучать языки (начинающие), понимание и говорение требуют больше усилий. Это активирует более широкий спектр областей мозга, в том числе те, которые обычно не участвуют в обработке речи. Эти дополнительные области могут быть связаны с памятью, концентрацией внимания и решением проблем, которые необходимы для понимания нового языка.

Когда кто-то лучше владеет языком, мозг становится более эффективным. Он начинает использовать определенные пути, предназначенные для языковой обработки, аналогичные тем, которые используются для родного языка.

Однако даже на этом промежуточном уровне мозг по-прежнему использует больше усилий из областей, которые контролируют сложные задачи, чтобы справиться с проблемами языка, который не полностью освоен.

«По мере того, как вы повышаете свои навыки, вы можете в большей степени заниматься лингвистическими вычислениями, поэтому вы получаете все более сильные ответы», — сказал доктор Федоренко.

«Но если вы сравните язык действительно высокого уровня владения и родной язык, может оказаться, что родной язык немного проще, возможно, потому, что у вас больше опыта работы с ним».

Знакомство с неизвестными языками

Даже если слушатель не может понять содержание, неизвестные языки все равно активируют части мозговой сети, отвечающие за язык. Сюда входят области, которые обрабатывают звуки речи и пытаются расшифровать любые потенциальные языковые структуры.

Наш мозг естественным образом настроен на поиск закономерностей и значений, поэтому он автоматически пытается разобрать и понять звуки речи, независимо от того, насколько они знакомы.

Интересно, что воздействие неизвестных языков также может активировать области, связанные как со слухом, так и со зрением. Это особенно верно, если слушатель пытается связать услышанную речь с письменными формами или визуальным контекстом.

Мозг ищет любой доступный ключ к пониманию, демонстрируя свою гибкость и интеграцию различных чувств в когнитивную обработку.

Будущие направления

Текущее исследование было сосредоточено на полиглотах, которые начали изучать дополнительные языки в подростковом или взрослом возрасте. Однако будущие исследования направлены на изучение другой группы: людей, которые с самого раннего возраста знакомились с несколькими языками.

Кроме того, исследователи планируют исследовать группу, которая выучила один язык в младенчестве, но затем иммигрировала в Соединенные Штаты в молодом возрасте. Эта группа в основном использует английский язык, что приводит к снижению уровня владения родным языком.

Сравнивая эти группы, исследователи надеются изолировать влияние владения языком на активность мозга от влияния возраста освоения языка.

Исследование также может дать ценную информацию о когнитивном развитии, что потенциально поможет в диагностике и лечении языковых расстройств.

Исследование опубликовано в журнале Nature.