Можно предположить, что конформность имеет несколько причин и может иметь разные мотивы в зависимости от ситуации. Феномен конформности можно отнести к ориентации на группы отсчета. Каждый человек принадлежит к одной или нескольким социальным группам и имеет стремление к принадлежности и признания. В этом контексте группа используется как масштаб, против собственного мнения. При этом возникает тенденция приспосабливаться к мнению опорной группы. Конформность можно классифицировать на две разные категории. Во-первых, давление большинства может возникнуть из-за социально-нормативного влияния, а во-вторых, из-за социально-информационного влияния. О первом речь идет тогда, когда положительные последствия обеспечиваются в мажоритарных видах или если через соответствие негативное последствие можно будет избежать. Когда люди присоединяются к мнению группы таким из социально-нормативных соображений.
Социально информативное влияние часто возникает, когда у других есть информация, необходимая нам для определения нашей социальной среды. В ходе своей социализации человек узнает, что другие люди являются надежными источниками информации, на суждение которых можно положиться, оказавшись в новых или неоднозначных ситуациях. То есть в состояниях, когда человек не может оценить, какое суждение правильно, он сначала проверяет свое собственное суждение, а затем склонен присоединиться к суждению большинства.
Конформные реакции – добровольные реакции, идентичные реакции другим членам группы.
Социальная фасилитация – повышение продуктивности деятельности под воздействием группы.
Социальная ингибиция – понижение продуктивности деятельности под воздействием группы.
Разновидности конформного поведения:
- Уступка группе (публичный конформизм)
- Внешний конформизм (без внутреннего конфликта)
- Бездумное следование
- Рациональная реакция
Черты конформиста:
- Внешняя податливость
- Заторможенность
- Нерешительность
- Осторожность
- Нормативность
- Низкая стрессоустойчивость
Идиосинкразический кредит – разрешение группы на отклоняющееся поведение своему лидеру.
Характеристики ситуаций, которые повышают конформное поведение.
- То, как человек оценивает свою компетентность в каком-либо вопросе.
- Если человек ощущает себя некомпетентным, то он выражает конформное поведение.
- Если в деятельности человека низкий уровень публичности.
- Наличие предварительного публичного сообщения (если не заявляет о себе, принимает мнение большинства).
По статистике, женщины более конформны, чем мужчины. Также, кто много путешествует, менее конформный.
Таким образом, подводя итог, можно сказать, что причина конформного поведения может исходить из двух разных источников. С одной стороны, чтобы получить преимущества или быть признанным через адаптационное поведение, а с другой-потому, что из-за своей неопределенности в отношении собственного суждения вы больше доверяете суждению большинства.