Не заводись!
Предпосылки к возникновению подобного празднично-просветительского дня возникли после того, как экологи привели статистические расчеты по количеству выбросов вредных веществ в воздух во время пользования автотранспортом. Считайте сами. Одна машина в год сжигает в среднем около двух тонн бензина (или дизеля). Из этого количества образуется почти тонна угарного газа и до четырехсот кило двуокиси азота. Именно эти вещества являются основными «виновниками» парникового эффекта.
А с каждым годом количество машин во всем мире только растет, причиняя вред не только окружающей среде, но и самому человеку. Так в России под колесами автомобиля ежедневно гибнет около 10 человек!
Идея создания Всемирного дня без автомобиля пришла в голову сообразительным французам, которые в 1998 году отметили 22 сентября в первый раз. Главным лозунгом для этого дня стал отказ на 24 часа от личного автотранспорта. В первые годы участниками анти-автомобильной акции были всего 20 городов во Франции, а сейчас эту акцию поддерживают около тысячи населенных пунктов в сорока странах.
Разумеется, «родители» Международного дня без автомобиля понимают невозможность тотального отказа от автомобилей и хотят только напомнить жителям планеты о проблемах, возникающих вследствие увеличения количества автомобилей. Тем более, что снизить вредное воздействие можно простыми и доступными для каждой страны способами: общественным транспортом, переходом на электроавтомобили или большим использованием велосипедов.
Россия присоединяется
Россияне, несмотря на актуальность «автопроблемы» в крупных городах страны, откликнулись на международный призыв об отказе от автомобиля не сразу. Москвичам и петербуржцам, в чьих городах уровень загрязнения выхлопными газами максимален, сделать это до сих пор сложно. Несмотря на то, что уже с 2003 года Россия принимает участие в Международном дне без автомобиля на официальном уровне, простых горожан, отказавшихся 22 сентября от машины, не так уж много.
Для популяризации акции муниципальные власти многих российских городов устраивают «показательные примеры» в лице чиновников и первых лиц городской администрации. Так, в этот день можно увидеть известного чиновника не на личном автомобиле с мигалками, а в обычном трамвае.
Многие горожане не воспринимают подобные призывы всерьез, считая проблему перегруженности городских дорог надуманной. А вот в Европе к Международному дню без автомобиля относятся очень серьезно, в некоторых городах запрещено передвижение на личном автотранспорте в исторических центрах и так называемых «зеленых зонах» не только 22 сентября, но и вообще в принципе. Еще одним преимуществом большой популярности общественного транспорта в других странах в этот день его бесплатность. В России пока ни один город не решился «покатать» жителей бесплатно в День отказа от автомобиля.
Кручу, кручу педали…
Закрытые парижские улицы в Международный день без автомобиля, «экологические паспорта» для немецких машин, более 2 велосипедов на каждого жителя Голландии… Для России все эти цифры остаются невероятно далекими. Основная проблема – в нежелании людей взять на себя часть личной ответственности за загрязнение окружающей среды. Реклама и общественные нормы диктуют совсем иные ценности. Можешь позволить себе купить хороший автомобиль? Значит, прилично зарабатываешь. Готов стоять в пробке в автомобиле, но не готов ездить в переполненном метро? Молодец, ценишь свой комфорт. Мощный двигатель? Значит можешь громче «заявить о себе» на дороге… С подобными жизненными установками любые инициативы общественников и властей (которые тоже не спешат пересесть на велосипеды) заранее обречены на неудачу. Пока не изменится сознание, Международный день без автомобиля в России так и останется лишь декларируемым на бумаге праздником.
У нас в городе точно никак не воспринимают этот праздник. Огромное количество автомобилей: шум, выхлопные газы… Ужас. Считаю, что у нас законодательно надо делать дни без автомобиля. Другое дело, нефтестрана не захочет ради экологии делать такие вещи.