На начальных этапах обучения верховой езде выбирать тренера нет смысла. Так как инструктор учебной группы вполне справится с задачей и даст базовые знания. Держаться в седле, освоить способы управления лошадью, правильно вести себя в экстренных ситуациях, преодолевать невысокие препятствия, освоить начальные элементы выездки, всему этому обучают в учебных группах верховых школ.
Но если верховая езда затянула полностью и хочется дальнейшего прогресса, участия в соревнованиях, даже любительского уровня, нужно подумать об аренде или покупке своей лошади и выборе тренера, который поможет научиться всем премудростям контакта с конём.
Хороший тренер характеризуется по нескольким показателям:
Имеет квалификацию по одному из видов конного спорта
Тренер, который сам не прошёл квалификацию, ничему хорошему научить не может. Невозможно управлять лошадью только теоретически. Контакт с конём – это, в первую очередь, ощущения. Реакцию лошади на каждое движение всадника предугадать, не испытав, нельзя. Тренер не только учит техническим движениям, но и понимает, что всадник выполнил правильно, отталкиваясь от своего предыдущего опыта.
Каждая пара лошадь-всадник уникальна. Не имея в арсенале запаса знаний, тренер не только ничему не научит, но и может навредить. Следуя неверным указаниям, всадник приобретает привычки, от которых сложно избавится. Лошадь не понимает сигналов, нервничает и сопротивляется. Травмы получают оба партнёра.
Так же, как всадник предупреждает движение лошади и следует вместе с лошадью, хороший тренер предупреждает движение всадника, добиваясь гармоничной работы обоих партнёров.
Квалификация тренера говорит о том, что методы управления лошадью приняты и соответствуют всемирным требованиям в конном спорте.
Превосходно владеет языком, грамотно, внятно и своевременно доносит до спортсмена нужную информацию
Тренер должен свободно разговаривать, иметь хорошую дикцию, большой словарный запас, уметь применять синонимы и эпитеты. Невнятная, насыщенная словами-паразитами речь, вводит в заблуждение, заставляет додумывать фразы, что может привести к непредсказуемым последствиям.
Команды тренера должны быть чёткими. Не вызывать уточняющих вопросов. Ведь лошадь находится в постоянном движении. Важно использовать вовремя каждое мгновение. Дополнительные объяснения занимают время, путают всадника и утомляют лошадь.
Спортсмен и наставник должны разговаривать на «одном языке». Одну и ту же фразу можно выразить разными словами, разной интонацией. Для достижения хорошего результата идеально подходят люди с одним восприятием, понимающие друг друга с полуслова, полу жеста.
Если тренер говорит на иностранном языке, то всаднику рекомендуется выучить язык тренера, а не использовать переводчика. Результат от команды должен быть получен своевременно, а не тогда, когда поступит перевод.
Тщательно планирует тренировки
Хороший результат получают на заблаговременно продуманных тренировках. План, по которому будет идти занятие, тренер составляет из результата предыдущей встречи с парой. Инструктор должен вести компаньонов соответственно навыкам одного и второго. Невозможно получить хороший результат тогда, когда один из партнёров обладает недостаточными знаниями.
Каждая тренировка должна нести в себе элемент чего-то нового, плавно вытекающего из закреплённых знаний. Монотонное повторение одного и того же не приносит результата. Устаёт и всадник и лошадь. Хороший тренер планирует тренировку таким образом, чтобы паре было интересно. Разнообразие упражнений, включающие изученные и закреплённые навыки, интересны спортсмену, учат применять их на практике, не только при движении по закреплённому маршруту, но и при свободной езде.
Уравновешен психологически, обладает терпением, не вызывает чувства страха, как у всадника, так и у лошади
Тренер должен уметь сохранять спокойствие на протяжении всей тренировки. Даже если занятие идёт не по плану, нервничает всадник или лошадь, усвоенный материал забыт, а накатанные элементы не получаются из раза в раз.
Лошадь импульсивна и её реакцию, подчас, трудно угадать. Иногда, одно и то же животное непредсказуемо реагирует на уже знакомые раздражители. Правильная реакция тренера успокоит лошадь, объяснит всаднику причину, придаст уверенности обоим партнёрам.
Крики и слишком строгий тон наставника приводит в замешательство всадника, нервозность передаётся лошади. Вернуть занятие на запланированный курс уже не получится. Лошадь будет насторожена, сосредоточить её на работе маловероятно. С течением времени, конь станет бояться тренера и дальнейшие тренировки не принесут результат.
Имеет успешно выступающих воспитанников
Результатом работы тренера являются выступления подготовленных спортсменов. Низкие оценки на стартах говорят о не профессиональной подготовке. Преждевременный выпуск всадника на соревнования, плохой уровень подготовки, угнетают не только спортивный интерес, но негативно влияет на психологическое состояние лошади. Излишняя неуверенность, нервозность до и после выступления, передаётся и четвероногому другу.
Системно подготовленные и выставленные пары на соревнования своего уровня, привозят высокие оценки и призовые места. Грамотный тренер добивается высочайшей подготовки к старту своих воспитанников, тем самым обеспечивая превосходные результаты.
Зоотехник, опыт работы в конном спорте более 20 лет.