Русские народные праздники в сентябре

Русские народные праздники в сентябре

По-разному величали в народе первый осенний месяц – вересень (по времени цветения вереска), руень, руст («желтый»), ревун, дождезвон, хмурень (за первые осенние ненастья), внук июля (за теплые дни), вечер года – привнося в каждое прозвище эмоциональную нотку. Немало примет связано с этим месяцем, немало и праздников приходится на его долю.

На Фаддея (3 сентября) примечали погоду. Считалось, что ясный, солнечный день предвещает хорошую погоду еще на четыре недели.

На Агафона-гуменника (4 сентября) защищались от проказ лешего. По преданию, ночью из лесу выбирается леший, ходит по селам, проказничает – раскидывает и портит крестьянские припасы на зиму. Чтобы помешать этому, обводили кочергой по кругу погреб, амбар и т.д., читали особые заговоры, молитвы. А ночью мужики в тулупах наизнанку, с кочергами в руках отправлялись стеречь гумно. В некоторых местностях пытались гуменника задобрить, оставляли для него в овине пироги и рубили петуха.

8 сентября – Наталья-овсянница. Обычно в этот день заканчивалась уборка овса. Вечером устраивались народные гуляния, чаепития. Обязательно готовили угощение – овсяный кисель, блины, овсяное печенье.

На Куприяна (13 сентября) начинался сбор урожая корнеплодов, копали картофель. Считалось, что в этот день журавли устраивают птичий смотр, выясняют, у кого крылья сильнее, а глаза зорче. Человек, рожденный 13 сентября, посвящен в журавлиные тайны, умеет находить птичьи гнезда и никогда не подпадет под власть огонька, морочащего голову заплутавшим в болотах людям.

14 сентября – Семен-летопроводец, Симеон Столпник, Семин день. Этот день знаменовал собой конец лета. С него начинались осенние хороводы, смотрины невест.

Во многих селах на Семена-летопроводца было принято устраивать «похороны мух» (тараканов, комаров, блох и прочей «нечисти», одолевающей крестьян в избах). Выглядело это следующим образом. Девушки вырезали из моркови или репы небольшие гробики. В них сажали пойманных мух, закрывали и торжественной процессией, порой с плачем и причитаниями выносили гробики с мухами из избы, дабы предать их земле. В это время кто-то обязательно должен был полотенцем гнать мух из комнат, приговаривая, «Летите, мухи, мух хоронить!» Кое-где для изгнания мух вместо полотенца использовали штаны, в полной уверенности, что это более действенное средство, после которого мухи никогда не вернутся в избу.

В этот день происходит обновление в сердце человека «небесного огня», указывающего путь к счастью. Вечером в доме гасили все огни (перед закатом), а с появлением первой звезды зажигали свечи и молились.

На Неопалимую Купину (17 сентября) молились о защите своего имущества (дома, скота) от пожара, молнии. Начиналась массовая уборка лука. Еще в этот день принято было обходить стога сена, протыкая их вилами, чтобы избавить скот от забравшейся в сено «трясухи». Порой при этом крестьянам слышались стоны, и словно что-то шарахалось от вил. Это Кумоха – нечистая сила, под видом худой, изможденной странницы являющаяся людям и насылающая беды на тех, кто из жалости подаст ей хлеба или воды. Для ее изгнания из деревни использовали специальные обряды.

21 сентября – Рождество Пресвятой Богородицы. В этот день обязательно навещали родителей, поминали всех усопших. С 21 сентября в деревнях начиналась пора свадеб. Принято было жечь в этот день старые вещи, обувь. Для избавления от болезней готовили обереги. Детей сбрызгивали водой на пороге дома – от сглаза. Чтобы защититься от порчи, в комнатах развешивали лук и чеснок, а под крышу дома вывешивали лапти.

30 сентября. Всесветные бабьи именины. День памяти мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Один из тех редких дней в году, когда считается, что слезы – к счастью. С утра полагалось выплакать все проблемы и несчастья за целый год, а вечером – устроить посиделки и отметить девичий праздник.