Женские лица Великой Отечественной

Женские лица Великой Отечественной

Войну редко связывают с женщинами. Однако подвиг женщин, которые воевали, работали и спасали жизни в то нелегкое время переоценить невозможно. В военных фильмах нередко возникают женские образы. Они могут быть и комедийными, как в «Беспокойном хозяйстве», и трагическими, как в «Жене, Женечке и Катюше», но нельзя не считаться с их красотой и необыкновенной женственностью, не исчезнувшими из-за боли, смерти и взрывов вокруг.

Благодаря женской силе был спасен не только фронт, но и тыл. Во время блокады Ленинграда женские смерти случались гораздо реже: на 100 умерших мужчин приходилось около 60 женщин. Это было благодаря какому-то непередаваемому желанию жить.

Главным женским лозунгом Великой Отечественной было выжить, победить и быть. Накануне дня Великой Победы мы попытаемся рассказать о некоторых деталях того непростого времени. Какими были эти героини? Как одевались? Чем питались? Как жили?..

Модные направления военного времени

Форма времен Великой Отечественной, безусловно, была красивой. Кроме того, в памяти она навсегда останется формой народа-победителя. Однако назвать ее удобной можно с большой натяжкой. Особенно это касается женской формы.

Жесткий воротник гимнастерки натирал нежную кожу на шее, а юбка-«карандаш», доходящая до колена, быстро промокала и прилипала к ногам, мешая ходить. Под юбку женщины надевали нитяные грубые чулки. Они были коричневого цвета и крепились специальными завязками к поясу.

Теплые брюки и рейтузы были редкостью, поэтому приходилось надевать мужские фланелевые штаны. В армии брюки выдавались только женщинам-снайперам или воевавшим в авиации, поскольку считалось, что очень неудобно запрыгивать в кабину самолета придерживая юбку. Остальным приходилось соблюдать устав. Вместе с тем, женщины, ходившие в брюках, должны были учиться искусству ношения портянок, ведь носки дамам не выдавались.

Но и в военное время женщина продолжает оставаться женщиной. На какие только хитрости не шли: пилотки заламывали на бок подобно модным шляпкам, потуже утягивали поясные ремни для обозначения тонкой талии, до блеска начищали сапоги, будто «лаковые» кирзачи.

Женские лица Великой Отечественной

На войне не отменялись влюбленности и краткие вечера отдыха. В батальоны иногда приезжали передвижные театры, привозя порой трофейное кино. Даже в это нелегкое время женщины старались следить за собой и даже пытались форсить. Для получения обворожительных черных ресничек, их подкрашивали бесценной басмой. Особым дефицитом были и пинцеты для выщипывания бровей, которые выковывались народными умельцами из гильз и продавались за табак. Для завивки волос перекись водорода использовалась крайне редко. Ведь даже медицинские работники, имевшие к ней доступ, понимали, что лечение раненых гораздо важнее прически. Поэтому и стрептоцидом для придания волосам рыжего оттенка практически не пользовались – лекарство как-никак. Завивка при желании делалась по старому дедовскому методу, накручиванием волос на кусочки бумаги.

Женщины даже сами варили губную помаду. Для этого в вазелиновое масло добавлялись для цвета растительные красители, вроде клюквы или свеклы.

В тылу обстановка была не лучше. Пусть этим женщинам не нужно было ходить в атаку, зато им почти полностью пришлось заменить мужскую силу на всех предприятиях, отрабатывая 12-часовые смены на заводах.

Главной тыловой женской одеждой были телогрейки и головные платки. Нередко приходилось перешивать старые платья, а из штанов и рубашек мужей, ушедших на фронт, шить одежду себе и детям.

Постепенно довоенные платья, туфли, шляпки и украшения превратились из милых и модных аксессуаров в поистине золотую валюту. На барахолках их нередко выменивали на еду. Да и ни к чему они были тогда, ведь все мужское население ушло на фронт.

Цена хлеба военного времени

Каждый воюющий на фронте получал паек. В день одному человеку полагалось 120 г мяса, около килограмма хлеба, 150 г крупы, 1 г чаю с несколькими кусочками сахара.

Женские лица Великой ОтечественнойВ непростое военное время такое питание считалось просто королевским. На обеспечение защитников такой едой работал весь тыл. Из муки, выдаваемой в пайке, делали болтушку, по консистенции напоминающую сметану. Из нее на раскаленной броне танков выпекали пресные лепешки.

Больше всего везло работникам тыловых госпиталей, поскольку медицинские работники приравнивались к военным и тоже получали пайки. Правда, по размеру они были гораздо меньше, хлеба только 300 г из обойной муки и 300 г из пшеничной. Зато выдавались еще рис, манка, творог, кофе и даже мыло.

Не секрет, что такие нормы не всегда и не везде оставались постоянными. Но и такого пайка, особенно в лютые зимние месяцы, было недостаточно. А зимы в военные годы были крайне суровыми. Поэтому женщинам приходилось исхитряться, готовя из всего. К примеру, некоторые даже умудрялись делать желе из технического желатина. Сюда добавляли специи, оставшиеся еще с мирного времени (перец, лавровый лист, немного соли), и в результате получался необычный и даже немного питательный холодец.

Особым лакомством считали дурандовую лепешку. Дурандой называли остатки семян масличных растений, одним словом – жмых. Его-то и использовали для выпечки.

О питании блокадного Ленинграда и вовсе страшно вспоминать. Известный востоковед, профессор Ленинградского университета Александр Болдырев ежедневно делал записи о своей жизни в осажденном городе.

Этот человек писал не только о таких дурандовых лепешках или, если повезет, о соевом супчике, но и о мясе кошек. О мясе других животных и птиц можно узнать уже из других, менее щепетильных источников. Кошки, собаки и вороны были съедены почти сразу. Имеются даже документы, свидетельствующие о фактах убийства и каннибализма.

Но вернемся к записям Болдырева. В них много написано о смерти, голоде, отсутствии еды и даже о том, как у него из рабочего стола было украдено 125 г хлеба.

Однако есть и другие, более позитивные воспоминания, которые плохо сочетаются с тем страшным голодным временем. Это свидетельствует о том, что даже в блокаду люди способны оставаться людьми.

Родина-мать зовет!Неизвестные лица с военных плакатов

Самым известным плакатом времен Великой Отечественной по праву считается «Родина-мать зовет!». На нем изображена женщина с тревожными сухими глазами, сурово сжатыми губами и седыми волосами, держащая в руке лист военной присяги. Эту женщины многие бойцы отождествляли со своими матерями. Автором плаката стал художник Ираклий Торидзе.

Ранним летним утром он делал наброски иллюстраций к произведению «Витязь в тигровой шкуре». В этот момент в мастерскую вбежала его жена Тамара и выкрикнула: «Война!». Художник оторопело посмотрел на нее и приказал не шевелиться. Так и появился образ известной «Родины-матери».

На военных плакатах женский образ использовался не реже образа воина с винтовкой. Все образы, конечно, являются собирательными, на что указывают нежные завитки волос у виска или рассеянные глаза.

Не болтай!И эти головные платки, которые на всех плакатах были завязаны по-деревенски, узлом назад. Данный прием использовался для того, чтобы каждый солдат мог узнать в изображении свою мать, возлюбленную, сестру, жену или дочь. И каждый портрет словно звал: «Освободи!», «Спаси!», «Останови!», «Отомсти!».

Модели с этих плакатов редко становились известными. Тамара Торидзе является исключением из этого правила. Даже изображенная на втором по популярности военном плакате «Не болтай!» женщина так и осталась неизвестной. Художнице Наталье Ватолиной позировала ее соседка, мать двоих сыновей, ушедших на фронт. Однако имя ее так и не было установлено.

Да это и не столь важно. Таких женщин с сурово сжатыми губами и остановившимися глазами во всей стране были даже не тысячи, а миллионы. Каждая из них готова была на все, чтобы помочь своим мужьям и сыновьям победить и суметь вернуться к мирной жизни.

Комментарии: 2

  1. Очень интересная статья, спасибо автору огромное! Много чего я не знала, а жаль!Если задуматься ведь на самом деле даже на фронте девушки оставались девушками, ничто не может отменить молодость и идущие с ней смех и задор, старенькие теперь бабушки, рассказывающие нам сегодня про военные дни в то время были молодыми девчонками, так странно об этом думать…

  2. Не помню я, какую статью читала, но, написанное там меня убило. Во время войны, естественно, у женщин не было в достаточном количестве ваты и бинтов, не говоря уже о более совершенных предметах гигиены. Это же кошмар, что приходилось испытывать женщинам в это тяжелое время. А второй рассказ был еще более жуткий, девушка после победы вернулась домой, а ее мать на порог не пустила, потому что у нее росли сестры, и им теперь будет сложно выйти замуж, ведь она столько лет находилась в мужском специфическом коллективе.