Трудный подросток: факторы риска и направления работы

Трудный подросток

Наше общество, к сожалению, не идеально. И думается, до светлого будущего с райскими садами и дружелюбными и беззлобными людьми нам еще нужно пройти миллионы лет.

А пока мы живем там, где живем, и не можем кардинально изменить окружающую нас действительность.

Особенно сильно подвержены влиянию социума дети подросткового возраста. И этому есть объяснения.

На неокрепший детский организм наваливается столько проблем, сколько подчас и умудренному жизненным опытом взрослому человеку трудно «разгрести».

Во-первых, это физиологические изменения. Он бы рад быть хорошим, да организм не слушается, «гормоны играют», даже самочувствие ухудшается без видимой причины.

Во-вторых, и это плавно перетекает из первого – в подростковом возрасте впервые диагностируются разнообразные психические и нервные заболевания.

В-третьих, окружение подростка становится все шире, завязываются новые отношения. Они закономерно приносят подростку новый социальный опыт. И очень часто такой опыт оказывается отнюдь не позитивным. А его ведь нужно не просто принять, а еще осмыслить, проанализировать, принять или отвергнуть. Подростку это сделать бывает очень сложно.

Вот тогда-то и появляется категория «трудных» подростков, которые значительно (и со знаком минус) отличаются от других детей. В нее попадают и неуспевающие дети, и живущие не в ладах с дисциплиной, и подростки с разного рода психическими и нервными расстройствами. Подростки, состоящие на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних, и подростки из неблагополучных семей уже по определению становятся «трудными».

Что же делать обеспокоенным поведением своего подросшего чада родителям?

Самое главное – вовремя выявить эти трудности и предложить адекватную помощь. От двух этих действий зависит психологическое благополучие подростка в будущем.

Попробуем поискать причины возникающих трудностей, так называемые факторы риска.

Бытует мнение, что все – и хорошее, и плохое – формируется у подрастающего ребенка в семье. Вот и первый фактор риска – дисгармоничная семья.

В такой семье кто-то из членов страдает либо нервно-психическим расстройством, либо пристрастием к алкоголю. Как проявится наследственность, сможет ли устоять подросток, предположить, в общем-то, несложно. Это предсказуемая ситуация, хотя бывают и счастливые исключения.

Дисгармоничной бывает и семья, где внешне, вроде бы, все нормально. На самом же деле, проблемой становятся отношения между ее членами. Там, где родители не могут выяснить отношения, гармоничной личностью стать довольно сложно. Прибавьте сюда и неправильное воспитание – и «трудный» подросток готов!

Второй фактор риска – хронические соматические заболевания или тяжелые травмы. Психика подростка и так не отличается устойчивостью, а к этому еще могут добавиться различные комплексы неполноценности и т.п. В подростковом возрасте очень часто проявляется эпилепсия как следствие заболеваний центральной нервной системы.

Третий фактор риска – неблагополучные взаимоотношения со сверстниками. В равной степени это относится и к различным конфликтным ситуациям, сопровождающимся злобой и агрессией, и к «тихому» аутсайдерству. Не научившись находить компромиссы сейчас, устанавливать дружеские отношения в подростковом возрасте, в дальнейшем ребенок будет сталкиваться с еще большими трудностями, вплоть до возникновения различных личностных аномалий в развитии.

Определившись с фактором риска, можно подобрать и оптимальное направление деятельности. Важнее всего – оптимизировать процесс общения подростка как со взрослыми, так и со сверстниками. Формировать у него уверенность в себе и чувство собственного достоинства, умение ставить и достигать цели, владеть собой.

Комментарии: 2

  1. Ещё один фактор надо добавить: неудовлетворённые педагоги. Честное слово, мне жаль некоторых: зарплата мизерная, ничего себе позволить не могут, вот и срывают зло на наших детях.

  2. Педагоги знают на что идут, сами выбрали. Тогда и няни в детских садах должны над детьми издеваться что ли? Я считаю, что все из семьи идет. Отношение, любовь, забота и понимание, а не тырканье и пичканье информацией — вот что важно. Ребенка нужно уметь направлять в правильное русло. А крики рулем не послужат.