1 июля отмечали Ярилин день. Народ представлял Ярилу восседающим на коне добрым молодцем, с палицей в правой руке и пучком ржи — в левой. Стоит ему взмахнуть правой рукой — гремит гром и льет дождь, взмахнет левой — заколосятся хлеба. В этот праздник солнца съезжалась вся родня, проводились ярмарки, устраивали гуляния с катанием на качелях, старались взлететь на них повыше — к самому солнцу.
День Аграфены-купальницы (6 июля) предписывалось провести на природе. Открывался сезон купаний, считалось, что быть мокрым в этот день — к счастью, а потому полагалось с самого утра бегать по росе, брызгаться, купаться в открытых водоемах и обязательно попариться в русской баньке со свежими вениками. Именно в этот день заготавливали на зиму веники, для чего женщины и девушки запрягали после обеда лошадь и с песнями отправлялись в лес. А поскольку в этот день растения обретают магические свойства, собирали еще и лекарственные травы на целый год.
7 июля — Иванов день. Особенность его в том, что совмещаются два праздника — христианский (рождество Иоанна Крестителя) и языческий (Иван Купала по новому стилю). Помимо ритуальных костров и поисков цветка папоротника, в некоторых областях существовал такой обычай. Надев старую, грязную одежду, молодежь отправлялась к реке или болоту и, вернувшись в деревню с грязной водой, окатывала ею каждого встречного. Считалось, что тот, кого облили, будет весь год здоров.
8 июля, в день Петра и Февронии, покровителей супружества и верной любви, нельзя было страдать, ссориться, печалиться, находиться в одиночестве. По сути, это достойный аналог католического дня Святого Валентина.
9 июля, на Давида-земляничника, поспевает в лесу земляника, за которой и отправлялись девушки и дети. В лесу они пели песни, играли и пугали друг друга историями про леших и зверей. По поверью, именно в этот день легче всего взять в долг деньги, для чего достаточно положить в карман земляничные листья.
Петров день (12 июля) — окончание Петрова поста, «разговины», которые отмечались во многих селах общей праздничной трапезой. Молодежь устраивала гуляния с песнями и хороводами, которые длились с вечера и до самого рассвета. Петров день — это еще и праздник рыбаков, поскольку апостол Павел покровительствует рыбному промыслу. Кроме того, этот день на Руси считали днем любовной магии. Проводили обряды с целью привлечения внимания противоположного пола, ставили защиту от «венца безбрачия».
14 июля — Кузьма и Демьян, летние Кузьминки, «курьи именины». В этот день женщины должны были успеть и на покос с утра выйти, и домашние дела переделать, и праздник свой отметить вечерними посиделками с наливкой, чаем, пирогами. Все блюда готовили в складчину, а мужчины на эти посиделки обычно не допускались.
15 июля Берегиня — богиня, связывающая 2 берега реки, охраняющая живущих на них крестьян от всех бед и напастей, помогающая рыбакам — в этот день обходит сенокосы и наполняет целебными силами травы. Символизирует собой единство мира людей и животных.
На Прокла (25 июля) выпадают Великие росы, почитаемые на Руси как божьи слезы. Считалось, что роса в этот день обладает целебными свойствами. Ею обтирали новорожденных, давали испить роженицам, чтобы облегчить роды. Старушки собирали Прокловы росы для врачевания в уверенности, что лучшего средства от глазных болезней, а также для снятия сглаза и порчи, не найти. А крестьяне старались до Прокла высушить сено, чтобы роса его не сгубила.
На Афиногена (29 июля) лето начинает сдавать свои знойные позиции, замолкают птицы. Первый сжатый сноп, украшенный цветами, водружали в красный угол избы. Соломой из него кормили заболевших животных, а зерна считались целебными для людей и домашней птицы.
В целом весь месяц был для крестьян очень значимым, не зря говорится, «не топор кормит мужика, а июльская работа».