Психологи сходятся также во мнении, что интеллект – это генетически заданная характеристика, выражаемая в виде задатков. А вот развитие этих задатков – задача воспитания и обучения. Поэтому так важна роль педагогов и родителей в процессе интеллектуального развития. Необходимо стимулировать детей для самостоятельного решения поставленных задач, находить их нестандартное творческое решение, уделять одинаково большое внимание развитию как образного, так и аналитического мышления.
Неоспоримо важен для развития интеллекта уровень сформированности речевых навыков, так как мышление человека – вербально, и его речевое оформление тем сложнее, чем старше становится человек. Поэтому тесты на выявление уровня сформированности интеллекта начинаются, в основном, с исследования речевых способностей.
В старшем дошкольном возрасте и младшем школьном возрасте происходит ещё один важный процесс – переход внешнего плана действий во внутренний. Решение задач в уме, чтение «про себя», внутренний диалог – всё перечисленное представляет собой индикатор нормального развития интеллекта.
Таким образом, при решении задачи развития интеллекта у старших дошкольников и младших школьников мы должны осуществить последовательно решение нескольких задач:
1. Речевое развитие.
В этом возрасте ребёнок должен уметь составить неложный рассказ по картинке с сохранением сюжетной линии, пересказать небольшой текст, выделив основную мысль прочитанного. Он должен в свободной форме излагать собственные размышления, не затрудняясь в подборе речевых средств. Достигается вышеизложенный уровень систематическим чтением и обсуждением прочитанного со взрослым. Воспитатель или родитель должен обращать внимание ребёнка на наиболее существенные детали, поправлять его выражения, приближая речь дошкольника к взрослой норме. Без чтения нет речевого развития — это закон!
2. Развитие математических навыков.
Ребёнок должен регулярно тренировать свои знания в области таких математических понятий как много-мало, большой-маленький, больше-меньше. Сравнивать можно всё, что угодно: пальцы, игрушки, картинки. Для развития данного аспекта необязательно специально заниматься – достаточно просто обращать внимание на окружающие предметы. Таким образом, мы развиваем и наблюдательность ребёнка, и его любознательность – а эти качества также помогают нормальному интеллектуальному развитию.
3. Развитие творческого отношения к совершаемому действию.
Любую задачу, которую выполняет ребенок, необходимо подвергать анализу и совместно обсуждать варианты решения. Чем более нестандартные методы решения будет предлагать ребёнок, пусть они вначале будут даже несколько абсурдны, тем выше впоследствии будет его уровень интеллекта. Творчество – один из важнейших показателей интеллектуального развития малыша.
4. Для правильного созревания предлагайте дошкольнику как можно больше игр на развитие мелкой моторики: мозаика, конструктор, лепка, рисование, собирание мозаик – движение пальцев рук «включает» именно те механизмы, которые способствуют развитию интеллекта. Кроме того, игры такого рода доставляют немалое удовольствие как ребёнку, так и взрослым.