Проблему можно решить, когда знаешь, отчего она возникла. И воровство не появляется неожиданно, дети начинают брать чужое еще в самом раннем возрасте, т.е. в детском саду. Но там есть воспитательница, которая объясняет, что так делать некрасиво, да и дети еще не совсем понимают своих действий, делают это как бы по принципу – если лежит, значит мое.
Психологи утверждают, что детская непосредственность заканчивается в шестилетнем или даже пятилетнем возрасте, они начинают умалчивать о том, что где-то что-то взяли, а потом и вовсе обманывают. И данное поведение объясняется тем, что родители не сумели объяснить правильно, что врать и воровать некрасиво. Все восприятие мира у ребенка закладывается родителями, поэтому в большинстве случаев только от них зависит, кем станет их ребенок.
Когда первоклассник попадает в школу, некоторые вещи понимаются им буквально, и здесь главное, насколько он будет поддаваться влиянию отрицательных эмоций и правильно ли поймет что хорошо, а что плохо. Ведь часто в начальных классах наблюдается, что дети берут друг у друга вещи, а потом забывают их возвращать или специально не возвращают. Здесь важно заметить это вовремя и предотвратить такое поведение, иначе потом в подсознании ребенка будет уверенность в том, что это нормально, и так и должно быть.
В наше время очень сложно усмотреть, когда подросток оступается, потому что чаще всего родители занимаются своими проблемами и забывают, что будущее их ребенка зависит только от их умения направлять его на верный путь.
Если рассматривать проблему детского воровства немного глубже, следует обратить внимание на мотивацию подростка, внутренние психологические факторы, на то, какие потребности он удовлетворяет при совершении противоправных действий. Очень часто многие действия, рассматриваемые взрослыми как криминальные, при тщательном изучении являются лишь отражением стремления к нестандартным, выходящим за рамки привычных, ситуациям. Подростками это квалифицируется как игровая ситуация, приключение.
Еще один внутренний фактор – попытка самоутверждения в группе, стремление чувствовать себя в ней защищенным, либо реализация мотивации дружеского общения. Таким образом, как бы нелогично это ни звучало, противоправные действия подростка способствуют его самореализации (разумеется, в извращенной форме). Доверительные отношения с подростком, внимание и неназойливое участие в его жизни – залог того, что процесс его самореализации попадет в нужное русло.