Пасодобль – танец отважных тореадоров

Пасодобль

Несмотря на то, что коррида, конечно, не самое цивилизованное и довольно жестокое зрелище, многие, и не только в Испании, все же горько сожалеют о его запрете. Любителям боя быков остается в утешение только не менее зрелищный и эмоциональный испанский танец – пасодобль, своеобразная танцевальная интерпретация боя тореадора с быком. Музыка, под которую в начале прошлого века стали исполнять пасодобль, представляющая собой, по сути, торжественный испанский марш, сопровождала выход на арену матадора и других участников корриды.

Собственно, весь танец символизирует выступление тореадора, повторяя напряженную атмосферу боя с быком, демонстрации мужественности и ловкости. Поэтому, в отличие от других танцев, входящих в латиноамериканскую программу, таких как румба, ча-ча-ча или самба, где все внимание партнерше, в пасодобле главную роль играет партнер. Название танца переводится с испанского буквально как «два шага», а первое его название звучало как «один испанский шаг», потому как шаги в пасодобле делаются на каждый счет.

По своему характеру пасодобль очень схож с испанским Фламенко и даже содержит некоторые элементы (в основном, движения руками), позаимствованные у этого танца. В хореографии пасодобля присутствуют три акцента, схожих с испанским цыганским «Espana Cani», и повторяют порядок проведения корриды: сначала торжественное открытие турнира под звук фанфар и парад участников, затем – сражение тореадора с грозным животным, а в завершении – чествование победителя.

Другими словами, у пасодобля есть сюжет, которого нет больше ни в одном бальном танце, конечно, если это не произвольная композиция для показательных выступлений или различных шоу. Все движения партнеров в танце символически отображают действия тореадора на арене: «атака», «сюр пляс» (акцентированные шаги на каждый такт), «плащ», «удар мулеты», «экар» (уклонение), «вероника» (летящее вращение плаща вокруг тореадора) и другие. И если партнер в танце – это тореадор, отважный, мужественный гордый и ловкий, то партнерша может исполнять несколько второстепенных ролей, это может быть и плащ тореадора, и другой тореадор, и даже главный его соперник – бык.

Пасодобль – это особый накал страстей, которые проступают сквозь сдержанные, четкие и ритмичные движения танцоров. В этом танце присутствует большая доля театральности, танцевальная пара должна уметь обыграть отвагу и презрение к опасности, с которыми тореадор выходит на бой с быком, не теряя при этом довольно быстрого ритма и невозмутимого, гордого выражения лица. Не удивительно, что далеко не все пары, даже в С-классе и выше, в который включен пасодобль, в ходе соревнований исполняют этот танец. Танцуют его только самые опытные, безупречно владеющие чувством ритма и композиции танца.

Отличает пасодобль от других латиноамериканских бальных танцев еще и то, что у него исключительно европейские, испанские корни, тогда как у других в той или иной мере прослеживаются корни афроамериканские. И все же, именно в Южной Америке пасодобль приобрел широкую известность и успех и получил дальнейшее развитие уже как бальный танец. В 1920 году пасодобль был впервые исполнен как бальный танец в Париже и с тех пор стал весьма популярен в светских салонах Франции. В 30-е годы двадцатого века этот танец активно развивается французскими хореографами, а многие новые движения получают французские названия. В программу выступлений на соревнованиях по спортивным бальным танцам пасодобль был включен уже после Второй мировой войны.

У пасодобля весьма характерная постановка корпуса, свойственная всем народным испанским танцам: поднятая, расправленная грудь, жестко фиксированный гордый поворот головы. Очень важным элементом танца являются движения рук – именно они выражают чувства танцоров, поскольку на лице – маска мнимого хладнокровного спокойствия. У партнера они напоминают приемы со шпагой, у партнерши – они плавные и выразительные, летящие, как движения плаща тореадора. А ноги танцоров отбивают четкий ритм, начиная движения с каблука.

Попробовать себя в этом непростом танце может и начинающий танцор, например в странах Южной Америки, в Испании и Франции существует общедоступный вариант этого эффектного танца, где важно не столько высокое танцевальное мастерство, сколько особый настрой.

Ольга Головко