Общение ребенка со сверстниками

Потребность в общении и взаимодействии со сверстниками появляется у детей, как правило, очень рано. И, хотя нам кажется, что сидящие в песочнице трех-четырехлетки играют скорее каждый сам по себе (рядом, а не вместе), это не всегда так. Уже в этом возрасте дети способны оказывать более или менее сильное влияние (и своим поведением, и внешним обликом) на мысли и чувства, настроение друг друга. А в дошкольном возрасте отсутствие общения со сверстниками негативно сказывается на развитии самосознания, коммуникативных способностей. Не случайно детей, не посещающих детский сад ранее, перед школой все-таки отправляют «социализироваться».

Общение ребенка со сверстниками

В младшем школьном возрасте отношения между сверстниками строятся на эмоциональной основе, и четко разграничиваются отношения двух независимых подструктур: девочек и мальчиков. Но если говорить об учебной деятельности, очень часто в классах формируется группа лидеров из представителей обоих полов.

На первое место общение со сверстниками выходит в подростковом возрасте, когда и поведение подростков уже по сути является коллективно-групповым. И именно сейчас, и именно под влиянием настоящего окружения осваиваются нормы социального поведения. Путем собственных ошибок ребенок формирует свою социальную позицию, что само по себе является ценностью для дальнейшей взрослой жизни. Желание быть «как все» и желание непременно выделиться, стать авторитетом для окружающих, приносит массу разочарований, проблем в общении и конфликтов со взрослыми. Но отношения подростка в общении со сверстниками изначально строятся «на равных». Это для родителей он – самый умный, красивый, лучший. А здесь такой статус еще нужно заслужить, а потом уметь его поддержать, сохранить.

Даже взрослый человек чувствует себя некомфортно в коллективе, где он «не нашел места». Что говорить о подростке с несформировавшейся психикой? Для самоуважения, чувства эмоционального благополучия ему необходимо если уж не стать признанным лидером, то хотя бы заслужить уважение своих товарищей.

Общаясь со сверстниками, подросток получает и много новой информации о таких вещах, которые взрослые обсуждают с детьми достаточно редко. Если человек не получает информацию, например, о взаимоотношениях полов ни от взрослых, ни от сверстников, его психосексуальное развитие будет происходить с задержкой, либо приобретет нездоровый характер.

Многие подростки испытывают острую потребность во включенности в какую-либо группу (многие слышали о стадном чувстве). Мотивы такой потребности у каждого свои (самоуважение, слитность с группой, получение информации, жажда власти), часто неосознаваемые. Подростки яростно отстаивают свою независимость, но абсолютно некритично относятся и к себе, и к участникам своей группы.

Еще одним важным аспектом общения становятся взаимоотношения полов, первая привязанность и первая любовь. Подростки ищут в ней, прежде всего, душевной близости и понимания, интимные эротические желания пока еще не осознаны. Иными словами, любовь и чувственные желания у подростков бывают направлены на разные объекты. Иногда свои переживания являются даже более важными, чем непосредственно сам объект влюбленности. Подросток либо умело подавляет свои чувства, либо начинает хвастаться мнимыми победами.

Если говорить о стиле общения представителей разных полов, можно прийти к выводу, что он различен. Для мальчиков, юношей, мужчин принадлежность к группе сверстников и поддержание постоянного взаимодействия с ней гораздо важнее, чем для девушек. Хотя главным в их общении остается дух соревнования. Девочки же стремятся к общению с теми, кто им нравится. Индивидуальная симпатия является основополагающей в общении сверстниц.

Общение ребенка со сверстниками

Комментарии: 4;

  1. Даже моя дочка проявляет интерес к другим детям, хотя ей всего 7 месяцев. В больнице, пока держу на руках, разглядывает других детей. Те дети, которые в песочнице вроде бы сами по себе на самом деле в дальнейшем подражают действиям своих соседей по песочнице. Они наблюдают, учатся друг у друга.

  2. О, да. Отдали своего в сад, когда нашему чуду исполнилось 2,5. На работу не хотелось, я дома бы побыла. Ребенку же было необходимо общение, смена обстановки. Наблюдаю за малым, есть в нем определенные задатки лидера. Вечно что-то куролесит, да других «заводит». То они от девочек прятались за дверью группы, то играли в игру, задуманную моим фантазером…

  3. Моему сынуле недавно исполнился годик, но он очень сильно тянется к детворе. Он недавно подружился с девочкой которой семь лет, так она за ним гулять заходит. А как только сынуля слышит Ульяну, сразу же летит к ней и обнимает.

  4. Посещение детского садика необходимо для ребенка. Своего старшего сына я отдала в садик в 4 года и очень жалею об этом. У него мало друзей, с трудом сходится с людьми. С дочками я поступила не так. Как только появилась возможность отвести их в ясельную группу, они стали посещать садик. Обе имеют много друзей, легко находят общий язык даже с незнакомыми им подростками.

Comments are closed.