Масленица

Россия, наверное, одна из немногих стран, бережно хранящая и соблюдающая как христианские традиции, так и давние языческие обычаи русичей. Таким древнеславянским обычаем является празднование масленицы. Это веселое празднование проводов длительной холодной зимы и наступления долгожданной весны. Русская православная церковь не стала отменять любимый славянами праздник и включила его в число праздников христиан, приурочив его к последней сытной «масляной» неделе перед великим постом.

Масленица

Люди с давних времен почитали и поклонялись божеству Ярилу, древнему богу весеннего плодородия. Ярило олицетворял весну и просыпающуюся от долгой зимней спячки землю. Наверное, не случайно от корня имени «яр» произошли и другие слова – белоярая или яровая пшеница, ярица (второе название ячменя). Да и слово «ярость» — стихийный и неукротимый порыв, чем-то похож на неудержимое весеннее половодье, первую грозу. На Ярилиной неделе проходили веселые гуляния, на которые собирались жители из разных соседних поселений. Во время праздников были пляски, игры, хороводы, готовилось богатое угощение, устраивались кулачные бои. Тогда же сжигали огромное наряженное в женские одеяния и разрисованное соломенное чучело, символизирующую морозную зиму, от которой у людей краснеет нос, на лице появляется румянец. Но в некоторых селениях праздник отмечался не в начале весны, а в конце, когда уходящая весна передавала свои права красному лету. Тогда божество Ярило представал перед людьми не красавцем юношей, а дряхлым умирающим стариком. Его то всем народом и хоронили, провожали. Также наряжали соломенную куклу, довозили до околицы и там сжигали, ведь свое дело он совершил. При его помощи появились дружные зеленые всходы посеянного зерна. Будущей весной опять придет красавец Ярило.

Языческие магические и религиозные обычаи празднования полюбились последующим славянским поколениям и в наше время стали истинно народными обычаями. Почитая солнце, россияне пекут блины, такие же горячие и желтые, похожие на светило. И съедая блин, люди как бы наполнялись жизненной силой и могуществом.

Масленица

Каждый день недельного празднования Масленицы имеет свое название и значение. Первый день — понедельник называется встречей. Это начало праздника. Готовы уже ледовые горки, возведены балаганы, установлены качели и карусели. Многие начинают с первого дня печь блины, одаривая первыми блинами нищих и убогих, поминают усопших родных.

Во вторник, именуемый заигрышами, молодые парни и девушки собираются утром веселой разноголосой гурьбой, идут кататься с горок, играть в снежки. К вечеру родные приглашают к себе на блины.

В среду в день с вкусным названием лакомки семейные пары приходили к тещам лакомиться блинами. Зять вручал матери жены подарок.

В четверг празднование масленицы набирает силу, и этот день называется разгул. Многие люди выходят на улицу, катаются на ледовых горках, на санках, качелях. Мужчины, собираясь по несколько человек, устраивают кулачные бои, мерятся друг с другом силой. В этот день в старину выезжали кататься на лошадях. Сани расписывали, украшали яркими лентами, цветами, лошадям ленты вплетали в гриву, вешали бубенцы. Щегольски одевшись, молодожены запрягали расписные сани самыми лучшими рысаками и отдавали своей родне и знакомым визиты, показывая свою половинку – жену или мужа. Не менее интересным занятием было и катание с гор на больших санях. Если не было саней, люди скатывались кто – как: на куске или чурбаке дерева, льда, на небольших одноместных санях. Кульминацией праздника является сожжение соломенной зимы.

В пятницу зять приглашал в свой дом тещу на тещины посиделки. Готовилось угощение, ставили в центе стола большую тарелку с дымящимися блинами.

В субботу пришла очередь молодых невесток приглашать золовок в гости. Этот день так и называется золовкины посиделки. Невестки дарят своей второй матери подарок.

блины

Последний день называется прощеным воскресеньем. Люди смиренно просили у своих родных прощение за сделанное в течение прошедшего года зло или нанесенную кому-нибудь обиду. Этот день является кануном пасхального поста. Люди готовятся к великому посту, посвящают воскресный день общению с родными, детьми.

Конечно, многое из этого веселого праздника не приемлемо в современных городах, мегаполисах. У россиян сегодня если и есть конь, то железный, да еще и иностранный, нет огромных расписных саней, не устраиваются балаганы. Но остается атмосфера замечательного праздника, слышен смех, люди друг другу улыбаются, родственники дарят подарки, зовут к теще на блины или на золовкины посиделки. А сжигание соломенного чучела у россиян вызывает огромную радость, что, наконец, пришла весна.

Россия, наверное, одна из немногих стран, бережно хранящая и соблюдающая как христианские традиции, так и давние языческие обычаи русичей. Таким древнеславянским обычаем является празднование масленицы. Это веселое празднование проводов длительной холодной зимы и наступления долгожданной весны. Русская православная церковь не стала отменять любимый славянами праздник и включила его в число праздников христиан, приурочив его к последней сытной «масляной» неделе перед великим постом.

Люди с давних времен почитали и поклонялись божеству Ярилу, древнему богу весеннего плодородия. Ярило олицетворял весну и просыпающуюся от долгой зимней спячки землю. Наверное, не случайно от корня имени «яр» произошли и другие слова – белоярая или яровая пшеница, ярица (второе название ячменя). Да и слово «ярость» — стихийный и неукротимый порыв, чем-то похож на неудержимое весеннее половодье, первую грозу. На Ярилиной неделе проходили веселые гуляния, на которые собирались жители из разных соседних поселений. Во время праздников были пляски, игры, хороводы, готовилось богатое угощение, устраивались кулачные бои. Тогда же сжигали огромное наряженное в женские одеяния и разрисованное соломенное чучело, символизирующую морозную зиму, от которой у людей краснеет нос, на лице появляется румянец. Но в некоторых селениях праздник отмечался не в начале весны, а в конце, когда уходящая весна передавала свои права красному лету. Тогда божество Ярило представал перед людьми не красавцем юношей, а дряхлым умирающим стариком. Его то всем народом и хоронили, провожали. Также наряжали соломенную куклу, довозили до околицы и там сжигали, ведь свое дело он совершил. При его помощи появились дружные зеленые всходы посеянного зерна. Будущей весной опять придет красавец Ярило.

Языческие магические и религиозные обычаи празднования полюбились последующим славянским поколениям и в наше время стали истинно народными обычаями. Почитая солнце, россияне пекут блины, такие же горячие и желтые, похожие на светило. И съедая блин, люди как бы наполнялись жизненной силой и могуществом.

Каждый день недельного празднования Масленицы имеет свое название и значение. Первый день — понедельник называется встречей. Это начало праздника. Готовы уже ледовые горки, возведены балаганы, установлены качели и карусели. Многие начинают с первого дня печь блины, одаривая первыми блинами нищих и убогих, поминают усопших родных.

Во вторник, именуемый заигрышами, молодые парни и девушки собираются утром веселой разноголосой гурьбой, идут кататься с горок, играть в снежки. К вечеру родные приглашают к себе на блины.

В среду в день с вкусным названием лакомки семейные пары приходили к тещам лакомиться блинами. Зять вручал матери жены подарок.

блины

В четверг празднование масленицы набирает силу, и этот день называется разгул. Многие люди выходят на улицу, катаются на ледовых горках, на санках, качелях. Мужчины, собираясь по несколько человек, устраивают кулачные бои, мерятся друг с другом силой. В этот день в старину выезжали кататься на лошадях. Сани расписывали, украшали яркими лентами, цветами, лошадям ленты вплетали в гриву, вешали бубенцы. Щегольски одевшись, молодожены запрягали расписные сани самыми лучшими рысаками и отдавали своей родне и знакомым визиты, показывая свою половинку – жену или мужа. Не менее интересным занятием было и катание с гор на больших санях. Если не было саней, люди скатывались кто – как: на куске или чурбаке дерева, льда, на небольших одноместных санях. Кульминацией праздника является сожжение соломенной зимы.

В пятницу зять приглашал в свой дом тещу на тещины посиделки. Готовилось угощение, ставили в центе стола большую тарелку с дымящимися блинами.

В субботу пришла очередь молодых невесток приглашать золовок в гости. Этот день так и называется золовкины посиделки. Невестки дарят своей второй матери подарок.

Последний день называется прощеным воскресеньем. Люди смиренно просили у своих родных прощение за сделанное в течение прошедшего года зло или нанесенную кому-нибудь обиду. Этот день является кануном пасхального поста. Люди готовятся к великому посту, посвящают воскресный день общению с родными, детьми.

Конечно, многое из этого веселого праздника не приемлемо в современных городах, мегаполисах. У россиян сегодня если и есть конь, то железный, да еще и иностранный, нет огромных расписных саней, не устраиваются балаганы. Но остается атмосфера замечательного праздника, слышен смех, люди друг другу улыбаются, родственники дарят подарки, зовут к теще на блины или на золовкины посиделки. А сжигание соломенного чучела у россиян вызывает огромную радость, что, наконец, пришла весна.

Масленица

Комментарии: 3

  1. В прошлом году на масленицу блины пекла каждый день. Люблю их с детства. Муж ел только с красной икрой или фаршированные рисом с печенью. Я же отрывалась на блинчиках с творогом и вареньем. Обожаю сладкое.

  2. В прошлом году если честно, я даже не пекла блинов. Было некогда,маленький ребенок и различные хлопоты. А в этом году появилось больше времени, да еще и ребенок с мужем требовали. Так что ежедневное объедание блинами с различными начинками им запомнится надолго.

  3. Помню, нам как-то разъясняли, «синкретизм» современных обрядов — сочетание христианских и языческих традиций, что сформировались спустя столетия. Это касается Масленицы, праздника Ивана Купала и других. К примеру, ритуал сожжения чучела имеет под собой явные языческие корни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *