Гончарное искусство

Крутится гончарный круг, словно колесо машины времени. И сидит мастер, равномерно подгоняя колесо нажатием педали. То ли в двадцать первом веке нашей эры, то ли сто тысяч лет назад. Руки в мокрой глине, отрешенный взгляд, тихая песня гончарного круга, солнечный свет в окне. И нет вокруг больше ничего. Ни суеты, ни криков, ни ругани, ни слез, ни смеха. Только умиротворение души, тихое поскрипывание колеса и прекрасный кувшин, который рождается в руках мастера. Сантиметр за сантиметром, поднимаясь из куска глины, словно рождаясь на круге, вращающемся при нажатии на педаль. Крутится Земля, а вместе с ней уже несколько тысячелетий крутится гончарный круг…

Какое еще искусство прожило так долго? Да, изначально это было ремесло. Да-да, ремесло, которому долго учились, с малолетства прислуживая в подмастерьях. Но, современные материалы заменяют природу. Металл пришел на смену глине, пластик — на смену металлу. Со временем забытое и отодвинутое на второй план, гончарное искусство продолжало жить. Где-то в одиноких мастерских, возможно, в качестве чьего-то увлечения, а может и как чья-то блажь. Все в мире меняется, все становится «новомодным», «суперсовременный», «оригинальный», а гончарное искусство остается все тем же, что и несколько тысяч лет назад. Не верите? Сравните сами. Что нужно для создания шедевра из глины? Только лишь глина, глазурь, круг и руки мастера. Именно мастера, поскольку если создан даже элементарный ночной горшок (хотя, знающие люди согласятся, что сделать ночной горшок очень даже сложно), человека, создавшего его можно назвать мастером, а сам горшок — шедевром в руках мастера. Это не шутка. Просто глина — это не пластилин и не пластик. Для глины нужны особые условия. Чтобы не потрескалась до обжига, чтобы не лопнула во время обжига. А есть и «живые» кувшины, которые специально не обжигают. Да и с глазурью не все так просто. Ведь нужно точно подобрать именно тот цвет, который подойдет именно этому изделию. И решиться, должен быть тот или иной кувшин глазурированным или нет, может только автор. А ведь при обжиге и глина и глазурь несколько меняют цвет, это тоже надо учитывать.

Глина достаточно податливый материал. И какие-то неточности можно исправить по ходу лепки. Не камень, где отсек и на место не приклеишь, однако… Однако, при лепке на гончарном круге всегда необходимо учитывать множество факторов (от влажности глины и скорости вращения круга, до усилия, которое прилагают пальцы), чтобы из простого куска глины вылепить действительно хороший кувшин. Гончар — это архитектор, дизайнер, историк, археолог, физик, химик и эстет в одном лице. Только представьте, насколько точно должен действовать мастер, чтобы передать красоту столь неприглядного, на первый взгляд, материала, как глина. А если задача стоит повторить старинный кувшин или сделать копию «под Египет»? Только точность и отличные знания помогут человеку стать истинным мастером в этом деле.

Но не стоит думать, что гончарное искусство — это только плошки, кувшины, чарки да горшки. Нет. Глина, как говорилось ранее, очень податливый материал, а значит можно сделать картину из глины, расписать ее глазурью (хрупкая, но очень красивая, уж поверьте). А еще можно сделать скульптуру, копилку, сувенир… То есть глина — это совсем даже не скучное ремесло, а настоящий материал профессионального художника. И как будет выглядеть простой кусок глины, когда его коснутся руки мастера не знает абсолютно никто. В общем, вылепить из глины можно практически все, что пожелает душа. Главное — совместить знания и фантазию.

Комментарии: 4

  1. Когда я впервые увидела фильм «Привидение», то я загорелась идеей обучится гончарному искусству. Ведь в фильме Патрик Суэйзи всместе с Деми Мур так романтично лепили кувшин. Но спустя некоторое время я поняла, что из куска глины не так-то легко лепить красивый кувшин, и тогда я отказалась от идеи обучения гончарному мастерству.

  2. В школе с удовольствием ходила в кружок гончарного искусства и художественной лепки, даже в выставке участвовала. Занятие это очень успокаивает и развивает воображение. Потом я все забросила и поступила в художественную школу, где гончарное искусство мне очень пригодилось.

  3. Только однажды получилось «пообщаться» с гончарным кругом и белой глиной. Шикарные воспоминания. На работу ученица привезла колесо с материалами. Каждый сделал мини-тарелочку, мисочку-поделочку. Высушили на солнце, храниться и сейчас.

  4. Занималась обычной лепкой из глины в школьные годы. Мы ее размачивали и делали различные подделки. Но вот, ни разу не видела, как работают гончары в реальности, все только по телевизору. Очень бы хотелось попробовать. Интересно как из маленького комочка получаются такие различные шедевры.