Фиброаденома

Диагноз «опухоль» настигает все больше женщин и пугает даже в сопровождении со словом «доброкачественная». Нет бы клеткам расти как положено, увеличивая размер груди и восхищая мужской пол. Но фиброаденомы не подчиняются правилам, питаясь гормонами для того, чтобы женщины находили подозрительные узелки, не спали ночами и спешили к маммологу.

Она не болит и форму груди не меняет, но засевший внутри упругий шарик лишает покоя, ведь может превратиться в рак. Врач скажет «форма узловой мастопатии» и направит на УЗИ или рентген после осмотра. По ровной форме ее отличают от рака, а также по подвижности и эластичности. Опухоль «испугается» иголки для биопсии и сообщит, что она доброкачественная. Маленькие узелки (до 8 мм) не трогают сразу — за ними наблюдают и пробуют лечить консервативно. На поблажки фиброаденома может ответить ростом, и тогда ее точно удалят.

Она уходит, но обещает вернуться по первому зову эндокринной системы. Половое созревание, менструация, беременность и старт менопаузы — приманки для нее, когда правит организмом эстроген и стимулирует рост клеток. С приходом климакса гормональная подпитка исчезает, но женщинам не нужно ждать и растить опухоль, склонную к перерождению.

Врачей и лекарств фиброаденома не боится, и профилактика не сможет удержать ее роста и возвращение. Близкую родственницу мастопатию (фиброаденоматоз) легко спутать с нею. Но узелки или участки разросшихся желез и соединительных тканей набухают и болят, чем отличаются от фиброаденомы. Их легче вылечить гормонами или воздействием на то, что вызвало болезнь (кисты яичников, проблемы с щитовидной железой и печенью).

Зато врачей и пациентов фиброаденома иногда пугает быстрым ростом, толкает на широкое обследование гормонального баланса. Она скрывается под маской «доброкачественной» от месяца до нескольких лет, резко меняясь и разрастаясь до больших размеров. Примерно в два раза за три месяца или до 5 сантиметров и более. Крупная опухоль сморщивает кожу, придает ей синий цвет и выделяет вены, приобретая признаки листовидной фиброаденомы. Из-за нее теряет форму грудь, раздуваясь и утрачивая симметричность, что портит внешний вид женского тела. Листовидная фиброаденома опасна и может превратиться в рак (3-5% случаев), потому с ней расправляются сразу, как только опухоль проявляет себя.

Без признаков «перерождения» опухоль оставляют и наблюдают за ней с помощью УЗИ. Но фиброаденому вырежут обязательно, если пациентка захочет родить и вскормить ребенка. Ведь опухоль перекрывает молочные протоки и при кормлении гарантирует мастит.

Избавиться от узелка в груди можно по желанию. Маленькие фиброаденомы «вылущиваются», и методика не оставляет следов, потому лучше подстраховаться такой операцией, чем растит опухоль или надеяться на лечение. Для крупных и злокачественных образований предусмотрена резекция молочной железы. Хирург вырезает фиброаденому вместе с долькой груди и накладывает косметические (невидимые) швы. Операция не задержит женщину в стационаре дольше, чем на сутки (иногда на несколько часов). Пока удаленные ткани обследуют, пациентке снимают швы спустя неделю и дают рекомендации по уходу за грудью. Но хирургия не лечит и не влияет на причину болезни, потому опухоли могут возникать вновь.

Предупредить развитие фиброаденомы нельзя, но выявить ее самостоятельно можно вполне. Тщательный осмотр и прощупывание молочных желез — дело каждой женщины, особенно после 35 лет. Обследование надо проводить каждый месяц, не отменяя при беременности и кормлении. При появлении узелка не затягивать с консультацией, защищать грудь от вредного солнца и травм, питаться полноценно и избегать волнений.

Инна Кайлин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *