Благодаря комплексу машиностроения в РФ появляются не только машины, но и оборудование, приборы, аппараты для материального производства, сферы услуг, науки и культуры. В состав данного комплекса входит и металлообработка, занимающаяся ремонтом оборудования и машин, а также производством металлических изделий.
В 90-х годах прошлого века происходило значительное сокращение производства в этой отрасли. Только лишь по двум видам продукции отрасли (автомобили и ПК) наблюдался некоторый рост. Выпуск же зерноуборочных комбайнов за тот период сократился в 25 раз, большей части прочей продукции отрасли – в 2 и более раз.
Лишь с 2000 года наметился определённый рост производства отрасли в регионах страны, специализирующихся именно на машиностроении. В 2001 году в Центральном регионе РФ объём производства был на 41% больше, чем в 1998 году. В Западной Сибири начала реализовываться федеральная программа, в ходе которой было расширено производство оборудования для нефтегазовой промышленности, что не могло не привести к росту производства машиностроения.
Наиболее стремительный рост показало приборостроение и железнодорожное машиностроение. Положительная динамика заметна и в автопроме, электротехнической промышленности и металлургическом машиностроении.
Машиностроители вносят неоценимый вклад в промышленный и интеллектуальный потенциал российского государства, развивают важнейшую отрасль, от которой зависит напрямую процветание экономики России. В день машиностроителя проводятся мероприятия, во время которых профессионалы данной отрасли получают возможность обмениваться опытом с коллегами, налаживать контакты с партнёрами, узнавать о самых последних разработках в своей области. Заслуженные машиностроители получают в этот праздник награды.