Сама реклама существовала всегда – она присутствовала в криках зазывал на балаганных ярмарках, в громких предложениях торговцев восточных базаров, вовсю расхваливающих свой товар, в ярких вывесках придорожных трактиров. И если сотрудники современных рекламных агентств думают, что они являются первооткрывателями в области создания команды профессионалов, то они заблуждаются. Их прародителями были институты глашатаев, а в обязанности таких учреждений входило ежедневное информирование большого скопления людей, правда, пока еще в устной форме. Таблички с перечислением древних профессий, найденные на европейской территории, были написаны в 14 веке до нашей эры – и в этом списке не последнее место занимали глашатаи.
Россия наверняка не сильно отставала от других древних государств, но, видимо, реклама доходила до населения в таком беспорядочном виде, что более-менее определенные места для рекламных акций указаны только с 15 века. Именно тогда правительственные указы стали преподносить народу, «крича на всю ивановскую», причем, не в переносном смысле этого слова – Ивановская площадь была рабочим местом московских рекламщиков. Но их частенько не было слышно из-за выкриков торговцев, построивших свои лавки под стенами Кремля. А вообще-то информационная деятельность на Руси осуществлялась, в основном, через сплетни, слухи, сказки, былины и лубочные картинки. И ходячей рекламой в ту пору были божьи люди – странники да юродивые, именно они разносили по бескрайней стране ту или иную весть вплоть до конца 19 века.
Но перейдем ко дню сегодняшнему. С 1994 года в Росси отмечается «День работников рекламы». Праздник этот пока неофициальный, но это не мешает всем, кто хоть как-то связан с рекламным бизнесом, в том числе и заказчикам подобной продукции, отмечать его с шумом, размахом и фейерверками, в лучших традициях создания рекламы.
Светлана Егорова